ПЕЙЗАЖИ
ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР В ИСКУССТВЕ ШАЛМИНА – ЭТО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ АССОЦИАЦИЯ, ЧЕМ СОБСТВЕННО ЖАНР, ПОСКОЛЬКУ В ОСНОВЕ КОМПОЗИЦИЙ ЛЕЖАТ НЕ НАТУРНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ, А ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДУЛИ, КОТОРЫЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД КАРТИНАМИ МОГУТ БЫТЬ ДОВЕДЕНЫ ПЕЙЗАЖНОГО СОСТОЯНИЯ.
Это скорее ‘внутренние ландшафты’, пейзажи воспоминаний – о местах, когда либо увиденных художником и пейзажных картинах других художников, например, Уильяма Тернера или Клода Моне. В условиях цифровой живописи композиции приобретают качество гиперпейзажа, где уже не существует четких пространственных планов, системы координат, категорий дальнего и ближнего видения, состояний ‘внутри’ и ‘снаружи’. Погружаясь в эти композиций, зритель легко меняет дистанции и свободен в перемещениях взгляда. Сначала композиции могут восприниматься как пространственные ‘дали’, но потом они опрокидываются на плоскость, и взгляд скользит по поверхности прежде чем вновь устремиться в глубину.
Одна из главных доминант – вид сверху как во многих пейзажах позднего Клода Моне. Именно вид сверху позволяет Шалмину оторваться от пейзажного мотива и развивать его на разных высотах - от незначительно отрыва от поверхности Земли до выхода на околоземную орбиту - уровень планетарного пейзажа.
КИРИЛЛ СВЕТЛЯКОВ,
ИССКУСТВОВЕД, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ НОВЕЙШИХ ТЕЧЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
ivan.shalmin.art@gmail.com
(+7) 995 88 28 178